- Я пробовал сделать так, чтобы сотрудники сами отмечали, чем и сколько они занимались в рабочее время, - рассказывает владелец интернет-магазина Кирилл Власов. - Ничего хорошего не вышло. Люди «приписывали» себе более ранний приход на работу или то, чего они вообще не делали. Одна из менеджеров по два часа говорила с подругой по «Скайпу» за счет компании, при этом в отчете она писала ,что все эти два часа обзванивала клиентов. Добросовестных же работников задело то, что им пришлось доказывать свою добросовестность. В результате от них я получал «дневники» примерно такого вида:
- «10.00 — 10.30 — говорил с клиентом Ю.
- 10.30 — 11.00 — говорил с клиентом Я.
- 11.05 -11.10 — ушел в туалет, чтобы не отвлекали коллеги. Смотрел на стену и много думал о сделке с клиентом Д.
- 12.00 — ходил курить, смотрел на стену и считал ,сколько рабочего времени занимает ежедневное составление отчетов о том, куда ушло рабочее время...»
Естественно, читать это было невозможно. Примерно через месяц я отказался от этой идеи и решил поискать нормальные средства учета рабочего времени, которые давали бы непредвзятую картину.
Объективные решения
Все устройства для учета рабочего времени делятся на две группы. Первая — это терминалы, которые отмечают явку и неявку сотрудников, время ухода с предприятия. Их можно установить на входе в организацию, на двери в кабинет, непосредственно на рабочем столе.
Часть терминалов работает по пропускному принципу: прикладываешь проксимити-карту или ключ-таблетку, проходишь, система отмечает время. Правда, через пару месяцев все сотрудники узнают массу способов обмануть электронную дверь. Самый простой — передать свою карту или ключ тому, кто позже тебя уходит или раньше приходит.
Биометрические терминалы надежнее пропускных. Они «запоминают» не карточку сотрудника, а отпечатки его пальцев. Обмануть такую систему можно, только «перепрошив» ее изнутри. Но работники обычного офиса вряд ли смогут это сделать.
Биометрический терминал не просто хранит данные о том, кто во сколько пришел. Он может передавать информацию по сети, выводить ее в виде отчетов или графиков, импортировать в различные программы, например, в 1С. Такому «кадровику» будут рады в любой фирме Что может быть удобнее, чем отправить данные из терминала в бухгалтерию, рассчитать на их основе зарплату, а потом сразу подготовить документы для налоговой? И все это займет несколько часов вместо нескольких дней.
ПО редкостной хитрости
Как бороться с «скайпами» и «одноклассниками» в рабочее время? Нужно установить на компьютер сотрудника специальные программы. Они отмечают, какие приложения и как долго он использовал, делают скриншоты экрана, сохраняют информацию с веб- и видеокамер. Данные сразу передаются по сети в центральную базу данных и фиксируется именно там. А на самом компьютере грамотно настроенная программа может и не подавать «признаков жизни».
После получения сведений программа их анализирует. Она может делать отчеты по рабочему времени всех сотрудников вместе или одного отдельно взятого, вывести стандартный табель или рассчитать заработную плату на основе собранной информации. Все это поступит к руководителю по локальной сети или электронной почте.
Выигрышный ход
Удобнее всего — совместить биометрический терминал и специальные программы. Они закроют «дырки» в системе контроля, соберут точную информацию всех типов и обработают. Заплатить за них необходимо разово, при покупке и установке. Техподдержку почти все производители предоставляют бесплатно.